Традиционные праздники Тибета

Праздник Время
Тибетский новый год 1-й день 1-го месяца
Праздник лампад 15-го числа 1-го месяца
Большой молебен с 4-го по 25-й день 1-го месяца
Праздник Сагадава с 15-го дня 4-го месяца
Праздник Дамо 18-й день 4-го месяца
Праздник Линка с 1 по 15-й дни 5-го месяца
Экспонирование танки Будды 10-й день 5-го месяца
Чжубацзеси (Поклонение горе) 4-й день 6-го месяца
Праздник Ходоин (кислого молока) с 1-го по 5-й день 7-го месяца
Праздник купания 1-я декада 7-го месяца, 7 дней
Праздник «Ванго» 3-я декада 7-го месяца
Праздник Святых 22-й день 9-го месяца
Праздник Небесной девы с 14 по 15-й дни 10-го месяца
Праздник изгнания нечисти 29-й день 12-го месяца

Тибетский Новый год

Новый год — самый важный праздник в Тибете. Однако в разных районах Тибета его отмечают по-разному. Расскажем, как встречают Новый год в Лхасе.
Накануне Нового года в каждой семье делают деревянный амулет на счастье «цема», выражая пожелание хорошего урожая в новом году. Обжаривают в масле приготовленные из муки «гоцзы», из разноцветного топленого масла цветы — символ того, что в отаре будет хороший приплод. Готовят голову барана (символ богатства), свежие и сушеные фрукты, топленое масло, плиточный чай и пр. И все это ставят перед иконой Будды.

На 28-й и 29-й день 12-го месяца по тибетскому календарю производят уборку в доме и во дворе. На стене в помещении, где находится очаг, из теста делают узор, изображающий «8 счастливых знаков». Вечером 29-го дня порошками из извести рисуют на земле за воротами «счастливые предметы и орнаменты». В ночь на Новый год каждая семья проводит вместе, едят «гуту» из муки, говядины или баранины и редьки. Причем в некоторых «гуту» едящие обнаруживают то камешек, то монетку, то кусочек перца и пр. Каждый предмет имеет свой смысл, так что участники трапезы то и дело сопровождают еду восклицаниями и смехом. По окончании трапезы проводят ритуал изгнания нечисти.

В первый день Нового года лхасцы встают очень рано, многие вообще проводят эту ночь без сна. Но выходить из дому нельзя. Во-первых, для того, чтобы не навести соседей на подозрение, что вы спешите зачерпнуть первое ведро воды. Дело в том, что согласно поверью тот, кто зачерпнет первое ведро воды в первый день Нового года, будет удачлив весь год. В момент, когда наступит рассвет, сторож громко прокричит: «Лацзело!» (Боги победили!), тогда в домах открываются двери. Люди спешат, так как надо успеть к молитве в монастыре Джоканг. В Новый год лхасцы надевают праздничные костюмы, женщины украшают себя своими лучшими украшениями.

Навещать родственников и близких принято на второй день Нового года. Нанесение визитов продолжается 3-5 дней. На третий день полагается сменить молитвенные флажки на крыше дома, это называется «ублажить Бога кровли». Церемония сопровождается сжиганием кипарисовых веток и рассыпанием цзамбы. В этот день толпы горожан отправляются на гору Баопиншань (в восточном предместье) и на гору Яованшань (в западном предместье), втыкают там молитвенные флажки, развешивают хоругви, приносят дары богам гор и водоемов.

В 4-й день устраивается большой молебен в монастыре Джоканг — самый важный религиозный праздник Тибета. Молебен продолжается вплоть до 15-го числа. В этот день устраивается встреча Будды Майтреи. Кроме того в 5-й день Нового года крестьяне лхасских предместий отмечают Праздник первой борозды. Итак, праздничные мероприятия по случаю Нового года длятся 15 дней.

Праздник лампад

15-го числа 1-го месяца по тибетскому календарю — последний день новогодних мероприятий и Большого молебна. В этот день лхасцы днем приходят в монастыри, зажигают ароматные палочки, вращают молитвенные цилиндры, а с наступлением сумерек на улицах устанавливают этажерки высотой с дом в 2-3 этажа, на которых расставляют вылепленные из топленого масла и окрашенные в разные цвета фигурки божков, человечков, животных, птиц и цветов. Размеры фигур различные. Кроме того зажигают многочисленные лампады, свет которых ярко освещает ночные улицы. Празднично одетые люди выходят полюбоваться выставленными лепными поделками, кто-то пускается в пляс, далеко разносятся звуки песен.

Праздник Сагадава

Сагадава — название 4-го месяца по тибетскому календарю. Согласно поверью главные даты жизни Шакья-Муни: рождение, приобщение к сонму Будд и преставление приходятся на 4-й месяц. Поэтому в этом месяце люди участвуют в разных мероприятиях, посвященных вышеуказанным событиям. Священные ходы (кора) устраиваются по внутреннему кругу (Нанко), среднему кругу (Бако) и внешнему кругу (Линко). Наиболее масштабным и торжественным является ход по внешнему кругу 15-го числа. Праздник Сагадава длится весь 4-й месяц.

14-го числа 4-го месяца — день рождения и дата нирваны Будды. В этот день устраивается массовый священный ход по внешнему, 8-километровому кругу. Под конец хода люди собираются на берегу пруда позади Дворца Потала, катаются на лодках, танцуют, гуляют по парку, устраивают пикники.

Праздник Чжубацзеси (праздник «Поклонения горе»)

Это праздник тибетского буддизма, отмечающийся в Тибете и тибетских районах других провинций Китая. Отмечается в 4-й день 6-го месяца по тибетскому календарю. В 2013 году этот день выпадает на 12 июля 2013 года.

Чжубацзеси дословно переводится с тибетского языка как «4-й день 6-го месяца». Этот день принято считать днем первой проповеди Будды Шакьямуни, днем, когда Будда передал Четыре Благородные Истины (существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь). Принято считать, что все благие деяния и паломничества, совершенные в день этого праздника засчитываются паломникам в сто миллионов раз больше заслуг.

В день праздника огромное количество людей направляется в монастыри на поклонение и для совершения подаяний и пожертвований. Люди крутят молитвенные барабаны, зажигают новые лампады, в уже горящие подливают масла. Везде царит глубокая богобоязненная атмосфера.

Принято считать день праздника днем первой проповеди Будды Шакьямуни, поэтому в честь этого события люди надевают новые чистые одежды, и отправляются в монастыри для совершения подношений. Подношениями служат продукты питания на нужды монастыря, денежные подношения, а также принято в этот день приводить в монастыри животных: яков, баранов, для бытовых нужд священослужителей.

Люди обращаются к монахам с просьбами молиться за их семьи, и сами молятся о спасении и помощи для всех миров.

В день праздника очень популярны среди местного населения пикники «линка», люди выезжают в горы, разбивают палатки, и проводят день на природе, кушают, пьют чай, пиво, поют песни и танцуют. В Лхасе в этот день самые ревностные предпринимают большое паломничество от монастыря Дрепунг по горам до монастыря Сэра. В ночь перед праздником люди с палатками, продуктами и спальными мешками, поднимаются в горы над монастырем Дрэпунг, проводят ночь в горах, и с утра начинают долгий путь до монастыря Сэра, спускаются с гор на улицу Додилу, и возвращаются домой уже с закатом.

Праздник Ходоин

Праздник Ходоин (в буквальном смысле «праздник кислого молока») отмечается с 30-го числа 6-го месяца по тибетскому календарю (в последнюю декаду августа) в течение 5 дней. Поскольку в дни Ходоина проводится экспонирование большой танки с изображением Будды и устраиваются театральные представления, праздник этот также называется «Праздником экспонирования танки Будды» или «Театральным фестивалем». Начинается праздник выставлением большой танки Будды. Затем идет программа театральных выступлений. Кроме того, устраиваются состязания яков и выступления эквилибристов-наездников.

По правилам, принятым в секте Гэлугба, с 4-го по 6-й месяц монахам запрещается участвовать в мирских удовольствиях, им полагается проводить время за чтением молитв в монастырях. В конце 6-го месяца наступает конец этому запрету, и монахи появляются на улицах и в частных домах. В народе к этому времени готовят кислое молоко и закуски, устраивая для монахов загородные пикники. К ним приурочивают показы спектаклей театральными группами. После 1642 года отделение Галданпочжан монастыря Дрэпунг стал центром политической, религиозной и культурной жизни Тибета. Ежегодно здесь в 30-1 день 6-го месяца многочисленные верующие приходят в монастырь Дрэпунг с кислым молоком и другими дарами для монахов, обращаясь к ним с просьбой дотронуться до своего темени и помолиться за свое счастье. К этому времени прибывают театральные труппы и содержатели тренированных яков и дают представления. Так постепенно сложилась традиция отмечать праздник Ходоин.

Увертюрой к празднику служит экспонирование большой танки Будды на горе Гэнъупэйцзы, где находится монастырь Дрэпунг. Церемония проходит очень торжественно. Горы оглашаются трубными звуками огромных тибетских горнов, около сотни лам выносят из монастыря свернутую в рулон большую танку Будды Шакьямуни и расстилают ее на специально отведенном склоне горы. Все вокруг окутывается дымом свечей, еще громче звучат горны, звучнее становятся произносимые молитвы. Когда танка уже разостлана, люди спешат поднести ей белоснежные хадаки, вид многочисленных хадаков, развевающихся на ветру — зрелище, производящее сильное впечатление. Экспонирование танки длится около трех часов, после чего ее снова свертывают и уносят в монастырь. А присутствующие направляются во двор отделения Галданподжан, где будут даваться театральные представления. Во второй половине дня центр праздничных мероприятий переносится в парк Норбулинку. В течение недели не прекращаются театральные представления. Люди иногда целыми семьями приходят в парк Норбулинку и другие парки Лхасы, где разбивают палатки, обосновываясь основательно.

В последние годы к празднику Ходоин приурочиваются ярмарки, в чем вы сами сможете убедиться забронировав тур в Тибет.

Праздник купания

Праздник купания (по-тибетски «Гамажицзи») приходится на первую декаду 7-го месяца по тибетскому календарю и продолжается неделю. Начало и конец Праздника купания определяются по появлению и исчезновению на небосводе звезды «Цишань». Тибетцы верят, что купание в реке в эту неделю особенно полезно для здоровья. Как утверждает ламаистская церковь, вода в это время обладает 8 достоинствами: она сладка на вкус, прохладна, мягка, легка, чиста, не имеет неприятного запаха, не раздражает гортань и ее можно пить без вреда для желудка. В условиях Тибета только в указанный отрезок времени вода в реках не такая уж студеная. В дни праздника на берегах рек особенно оживленно: люди купаются, дети резвятся в воде. Вокруг разбиты многочисленные палатки для отдыха.

Праздник «Ванго» (ожидания плодов)

Праздник «Ванго» особенно популярен в земледельческих районах. Он приходится на 8-й месяц тибетского календаря.
«Ванго» по-тибетски означает ходить вокруг поспевающего поля. То есть люди живут ожиданием хорошего урожая. Устраиваются конные скачки, состязания в стрельбе из лука, танцы и песни, театральные представления, состязания силачей в поднятии валунов, борьба и т.д. Фактически этот праздник — передышка в сельскохозяйственных работах перед уборкой. Происходит праздник «Ванго» от обычая жертвоприношений богам в надежде, что ни ниспошлют хороший урожай. Церемониал жертвоприношений проводился в каждой деревне и ранее всего в долине по среднему и нижнему течению Цангпо.

Во время праздника устраивается массовый ход вокруг полей, причем каждый двор посылает для участия в ходе одного своего члена. Большинство участников хода — женщины, но возглавляют ход уважаемые старейшины деревни. Женщины одевают красочные одежды и украшения, за спиной у них плетеная корзина «доу», а также молитвенник, в руках стрелы, сделанные из разноцветной бумаги. Ход сопровождают горнисты, чьи горны издают громкие трубные звуки, барабанщики и мужчины, ударяющие в гонги. Участники хода нараспев повторяют заклинание «янгусю» (Бог земли вернулся!). Сельчане пожилого возраста зажигают палочки из тутовника в местах, где будет проходить ход, дым от них окутывает землю и идущих, длинные ряды которых извиваются подобно дракону. Во все три дня праздника не прекращаются песни и пляски сельчан.

В праздничные дни путешествие в Тибет особенно интересно — звоните нам (+7) 499-641-00-18, (+86) 152-890-170-97 и вы останетесь довольны!

Предыдущая статья | Следующая статья