Праздник Кислого молока (Ходоин)
Праздник Ходоин (в буквальном смысле «праздник кислого молока») отмечается с 30-го числа 6-го месяца по тибетскому календарю (в последнюю декаду августа) в течение 5 дней.
Поскольку в дни Ходоина проводится экспонирование большой танки с изображением Будды и устраиваются театральные представления, праздник этот также называется «Праздником экспонирования танки Будды» или «Театральным фестивалем».
Начинается праздник выставлением большой танки Будды Шакьямуни в Монастыре Дрепунг и танки Будды Майтреи в Монастырь Сера. Затем идет программа театральных выступлений. Кроме того, устраиваются состязания яков и выступления эквилибристов-наездников.
По правилам, принятым в школе Гелугба, с 4-го по 6-й месяц монахам запрещается участвовать в мирских удовольствиях, им полагается проводить время за чтением молитв в монастырях. В конце 6-го месяца наступает конец этому запрету, и монахи появляются на улицах и в частных домах. В народе к этому времени готовят кислое молоко и закуски, устраивая для монахов загородные пикники. К ним приурочивают показы спектаклей театральными группами. После 1642 года отделение Галданпочжан монастыря Дрэпунг стал центром политической, религиозной и культурной жизни Тибета. Ежегодно здесь в 30-1 день 6-го месяца многочисленные верующие приходят в монастырь Дрэпунг с кислым молоком и другими дарами для монахов, обращаясь к ним с просьбой дотронуться до своего темени и помолиться за свое счастье. К этому времени прибывают театральные труппы и содержатели тренированных яков и дают представления. Так постепенно сложилась традиция отмечать праздник Ходоин.
Увертюрой к празднику служит экспонирование большой танки Будды на горе Гэнъупэйцзы, где находится монастырь Дрэпунг. Церемония проходит очень торжественно. Горы оглашаются трубными звуками огромных тибетских горнов, около сотни лам выносят из монастыря свернутую в рулон большую танку Будды Шакьямуни и расстилают ее на специально отведенном склоне горы. Все вокруг окутывается дымом свечей, еще громче звучат горны, звучнее становятся произносимые молитвы. Когда танка уже разостлана, люди спешат поднести ей белоснежные хадаки, вид многочисленных хадаков, развевающихся на ветру — зрелище, производящее сильное впечатление. Экспонирование танки длится около трех часов, после чего ее снова свертывают и уносят в монастырь. А присутствующие направляются во двор отделения Галданподжан, где будут даваться театральные представления. Во второй половине дня центр праздничных мероприятий переносится в парк Норбулинку. В течение недели не прекращаются театральные представления. Люди иногда целыми семьями приходят в парк Норбулинка и другие парки Лхасы, где разбивают палатки, обосновываясь основательно.
В последние годы к празднику Ходоин приурочиваются ярмарки, в чем вы сами сможете убедиться приехав в путешествие в Тибет на праздник.