Монастырь Сэра
Монастырь Сэра – один из самых больших Лхасских монастырей – находится под горой Сэраузцы в северном предместье Лхасы. По одной версии название горы произошло от названия диких роз (по-тибетски «сэра»), растущих на горе. По другой версии «сэра» означает «град».
Монастрь Сэра был построен учеником Цзонкабы Шакья-еши. В 1419 году Шакья-еши приступил к строительству монастыря.
Первоначально были построены два помещения монашеских общин: Мецчжацан и Абачжацан. Позднее монастырь неоднократно расширялся. Сегодня он имеет павильон «Чокень», три общины: Мэйба, Цзеба и Аба, 30 низовых общин «канцунь». Хотя строился монастырь не поединому плану, но при его расширении соблюдался определенный порядок, так что в размещении строений ансамбля отсутствует хаотичность. Главному павильону «Чокень» отведено самое видное место, и не только потому, что он является самым большим строением монастыря, но и потому, что в нем сосредоточено монастырское правление. Павильон расположен в северо-восточной части ансамбля, имеет 4 этажа, перед входом разбита большая площадь, имеются зал для молитв и 5 помещений «лакан». Площадь павильона 2000 кв.м. Павильон предназначен, в частности, для поклонения Шакья-еши, чья статуя установлена здесь. В задней части павильона имеются три небольших зала святых, в зале, посвященном Будде Майтреи (Будда Цянма), на большой подставке у южной стены хранится экземпляр священного писания «Ганчжур». В зале лоханей, расположенном с западной стороны зала Майтреи, установлены глиняные скульптуры 16 лоханей. В фигурах этих лоханей явно просматривается скульптурный стиль минского периода, потому что трафареты для скульптур были привезены Шакья-еши из Китая. Балочные перекрытия павильона скреплены доугунами, кровля выполнена в традиционной форме крыш с изогнутыми кверху углами, на коньке крыши украшения: шкатулка с драгоценностями, жемчуг, священные птицы, с человеческим туловищем, буддистские стяги, фигурки мифических животных и пр.
В монастыре Сэра хранится множество ценных культурно-исторических памятников, самым ценным является издание священного писания «Ганчжура», каждый футляр которого снабжен деревянной обложкой, покрытой красным лаком с золотым тисненым орнаментом. Это издание имеет письменное сопровождение, автором которым является китайский император Юнлэ. Это издание – шедевр печатного ремесла.
Ежедневно по будням в 15-00 в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Эта традиция была положена еще Цзонкабой. Монахи изучают каноны ежедневно с раннего утра, а в 15-00 собираются на специально отведенной для этого площадке, чтобы экзаменовать друг друга. Разбиваются на группы в свободном порядке, и задают товарищам вопросы, в ответах на которые уверены. Все это сопровождается яркими жестами: хлопки руками символизуруют вопрос. Молодые и взрослые монахи рьяно спорят на религиозные темы. Здесь можно фотографировать.
Ежегодно в праздник кислого молока в монастыре Сэра вывешивают гигантскую танку Будды Майтреи (Будды Будущего), когда в монастыре Дрэпунг вывешивают самую большую в мире танку Будды Шакьямуни (Будды Настоящего). Бесчисленное количество паломников стекается, чтобы в короткие часы экспонирования танки зарядится благословением, исходящим от священной танки. Интересно, что праздник кислого молока часто выпадает на август, сезон дождей, но когда вывешивается танка, облака всегда рассеиваются и в этот день никогда не бывает дождя.
См. также - гора кайлас