Отчет о поездке в Сертар Ларунг Гар, часть 1: Дорога и монастырь Авалокитешвары
Сертар Ларунг Гар - его называют раем для буддистов. Это самый большой в мире тибетский монастырь и буддистский институт. Только постоянных служителей монастыря насчитывается 10000 человек! А вместе с приезжающими на обучение и в паломничество гостями количество людей здесь достигает 40000 человек в летний период.
Моя первая поездка в Сертар Ларунг Гар состоялась в первых числах апреля 2015 года. В Сертар удобнее всего ездить через Чэнду. Город Чэнду - это административный центр провинции Сычуань в Китае, именно из этого города проводятся поездки в Восточный Тибет - традиционную тибетскую область Кхам.
Дорога из Чэнду до Сертар занимает 2 дня в одну сторону. Дорога G317, ведущая из провинции Сычуань в Тибетский Автономный район находится в плохом состоянии, но ее активно ремонтируют, и к концу августа власти планируют закончить с ремонтом. Говорят, что если дорога будет достроена, то из Чэнду до Сертара можно будет добираться и за один день. Что ж, посмотрим, нельзя недооценивать китайский размах и трудолюбие.
ДЕНЬ1
В первый день мы выехали из города Чэнду в 7 утра, и после полудня около трех часов дня прибыли в монастырь Авалокитешвары - монастыря Гуаньинь (так его называют здесь по-китайски). Монастырь очень ценный, был построен еще в 7 веке, после того, как китайская принцесса Веньчен проехала здесь по пути из Чанань в Лхасу. Прицесса была выдана замуж за тибетского царя Сронцзангампо и везла богатое приданое. Одну из статуй, а именно статую четырехрукого Авалокитешвары, принцесса Веньчен оставила здесь, в Гуаньиньцяо. Отсюда и пошло название монастыря - монастырь Авалокитешвары, и название деревни Гуаньиньцяо. Монастырь Авалокитешвары именуют "Вторым Дворцом Потала". Это важное место паломничества для тибетских буддистов. Многие высокие Ламы проходили здесь обучение. Сейчас в монастыре служит 8 Высоких Лам, регулярно ведущих службы. Общее количество монахов достигает 70 человек. Высота в монастыре Авалокитешвары 3058 метров над уровнем моря.
Туристические автобусы останавливаются у подножия горы, на которой расположен монастырь. А выше трансфер осуществляется на местных таксистах, которые берут по 15 юаней с человека на дорогу туда-обратно. Конечно, эта стоимость не фиксированная, если туристов совсем мало, то таксисты могут и поднять цену. Пешком подъем бы занял не менее часа, к тому же вечером нет времени на прогулки, чтобы успеть посмотреть монастырь обязательно нужно брать такси на подъем и спуск.
Монастырь Авалокитешвары произвел на меня очень доброе впечатление. Паломников здесь не много, ламы открытые, доброжелательные и с радостью идут на контакт с нами с иностранцами. В павильонах монастыря можно фотографировать, получив разрешение монаха-смотрителя. Здесь при входе в комнаты монастыря принято разуваться.
Монастырь Авалокитешвары относится к тибетской школе ньингма. В нем несколько главных залов. В одном из молельных павильонов стоят статуи Падмасамбхавы (Гуру Римпоче - святой, который принес Учение Будды из Индии в Тибет). Другой павильон посвящен Четырехрукому Авалокитешваре - это та самая бесценная статуя 7-го века, оставленная здесь принцессой Веньчен!
Деревня Гуаньиньцяо очень маленькая. "В центре" этого поселка всего одна улочка. Здесь есть несколько тибетских ресторанов, два из которых довольно чистые, в которых приятно покушать. Средний чек около 100 юаней на 2-3 человека. Да, тибетская кухня дорогая )). Есть и простые китайские "чифаньки" - простые грязные кафе для местных. В поселке много магазинов, в которых продаются традиционные тибетские товары: одежда, продукты, молитвенные флаги и буддистские ритуальные предметы, статуи будд и простые незамысловатые украшения. Довольно милый, приятный маленький тибетский поселок.
Высота в месте ночевки в поселке Гуаньиньцяо 2584 метра. Большинство туристов такую высоту переносят безболезненно, для горной болезни здесь еще низко. Климат здесь довольно мягкий, воздух не такой сухой, как в Центральном Тибете, где средняя высота уже выше 3500 метров. В Гуаньиньцяо дышится легко. Погода в апреле была по-весеннему теплая, вечером температура не опускалась ниже +10 градусов.
Мы остановились в отеле, который называется Qiannianshengdi, что переводится как "Священное место, которому 1000 лет". Это один из двух хороших отелей в поселке. Укомплектация по-китайским меркам около 3-4*. В этом отеле стандартные номера с двумя односпальными кроватями или с большой двуспальной кроватью. Есть горячая вода в душе, есть кондиционер в номере с фунцией подогрева воздуха. В номере есть чайник, телевизор и небогатый мини-бар. В отелях в Гуаньиньцяо не предусмотрен завтрак. Выезд из Гуаньиньцяо всегда ранний, в 7-8 утра, поэтому для такой поездки нужно брать с собой любимые продукты для перекуса в дороге.
В отелях и ресторанах в Гуаньиньцяо есть вайфай, причем работает хорошо. Это был приятный сюрприз для такого простого места.
ДЕНЬ2
Ровно в 8 утра мы выехали из деревни Гуаньиньцяо.
Архитектура Восточного Тибета отличается от Центрального Тибета. Дома здесь кирпичного серого или коричневого цвета с выкрашенными в белый цвет каменными оконными рамами. А блок-хаусы Тибесткого Автономного района обычно белые с черными оконными рамами.
Дорога второго дня от Гуаньиньцяо до Сертар Ларунг Гар на всем протяжении очень плохая. Тряска начинается уже на выезде из Гуаньиньцяо.
Интересно, что в Восточном Тибете больше любят одноцветные высокие молитвенные флаги, которые устанавливаются в ряды друг за другом по цветам. Высота флагштока равняется высоте дома. На флагах также напечатаны мантры и изображения святых. А в Центральном Тибете больше любят горизонтальные короткие разноцветные молитвенные флаги, когда все пять цветов на одном флагштоке. Пять цветов тибетских молитвенных флагов символизируют пять стихий: белый - облака, синий - небо, зеленый - вода, желтый - земля, красный - огонь. Эта традиция - пережитки древней тибетской религии Бон, влияние которой давно ослабло, а многие традиции перешли в тибетский буддизм. Различие в молитвенных флагах Восточного и центрального Тибета я связываю с тем, что в Восточном Тибете много леса, и флагштоки, которые используются для флагов изготавливаются из тонких высоких стволов молодых деревьев. А в Центральном Тибете растительность скудная, в основном кустарники, поэтому для установки используются разветвленные короткие ветки.
Дорога все время очень плохая, тряска весь день, но предвкушение места назначения поддерживает положительный настрой. Водитель нашего автобуса тибетец из этих мест. Интересно, что в провинции Сычуань действует очень справедливый закон: туристов в тибетские районы могут возить только авто и водители, лицензированные в этих районах, то есть местные. А авто и водители, лицензированные в Чэнду не могут возить туристов в тибетские районы. Таким образом поддерживается занятость в тибетских районах. Да и для безопасности перевозок это большой плюс. На дороге много сложных участков, если не сказать, что вся эта дорога - полный экстрим. Тибетские местные водители, безусловно, лучше знают перевалы и повороты. На обрывы в окно смотреть итак страшно, только доверие опытному водителю дает возможность успокоиться и под высокочастотную тряску пытаться поспать.
Китайские туристические группы, путешествующие в Сертар размещаются всегда в уезде Сэда, что в 20 км плохой дороги от монастыря. Мне удалось договориться, чтобы для нас приготовили комнату в монастырском общежитии для приезжих монахов и гостей. Мы будем жить в главном корпусе на женской половине монастыря в пятиместной комнате. Обычно не в зимнее время это общежитие всегда заполнено паломниками и студентами, приезжающими на обучение в монастырь. Нам очень повезло, что были места. Это первое благословение.
Ночью в Сертаре прогноз погоды обещает ниже ноля, до -10 градусов. Когда в Чэнду в день отъезда было уже +25. Если бы не было пробок, то из Гуаньиньцяо до Сертар можно было бы добраться к 14 часам после полудня. Однако дорога местами перекрывается. Ехать будем дольше.
В монастыре Сертар Ларунг Гар четкое разделение на мужскую и женскую половины. Еще в дороге гид предупреждает туристов о том, что нельзя посещать помещения противоположного пола. В Сертар с этим строго.
В дороге я узнала, что Живой Будда Даньцзен Цзяцхо сейчас не в Сертаре. В эту поездку не удастся с ним встретиться. Но поскольку у нас будет вечер и утро в монастыре, я посмотрю, наверняка удастся поприветствовать других настоятелей монастыря. Сегодня вечером мы будем посещать Мандалу. А в 19 часов вечера в монастыре будут проходить учения для "внешнего мира", как говорят здесь, с переводом на английский язык, мы сможем на них присутствовать! Все эти хорошие новости и ожидания помогают переносить трудности пути. О дорога G317, какая же ты разбитая...
Вся дорога проходит по узким ущельям. Обычно это обрывистые участки: с одной стороны гора, с другой стороны обрыв над рекой Миньцзян или ее притоками. Дорога очень узкая и водители должны обладать большим мастерством, чтобы успешно разъезжаться с движущимися на встречу грузовиками, особенно на узких поворотах, не создавая пробок.
Судя по тому, в каком состоянии находится дорога из Сычуани в Тибет на сегодняшний день, сложно представить, как принцесса Веньчен в 7 веке со своей многочисленной свитой и богатым приданным шла в Тибет. Неудивительно, что они шли три года! И большое число подданных погибло по дороге.
Мы ни раз встречали паломников, идущих простираниями! Это паломники, которые исполняют свою мечту и идут из своих родных деревень в Лхасу, для того, чтобы совершить паломничество во Дворец Потала и Храм Джоканг, а некоторые даже пойдут дальше до горы Кайлас! Такие паломничества занимают несколько месяцев. Сложно представить все лишения пути. Благая цель движет ими.